Татьяна Бобина «По радуге до неба…»  


Новый сборник детских стихов «На зеленом острове Борнео» Льва Рахлиса (знакомого читателю помногим книгам), благодаря восьми своим разделам многогранно представляет творческий облик автора.
Интересна в сборнике перекличка с поэзий К. Чуковского, Д. Хармса, С. Маршака. В разделе «Одеяло убежало» игровые фантазии Рахлиса на мотивы «Крокодила», «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи» рисуют знакомых персонажей, воссоздавая дух и ритмику Чуковского и похожий – дружелюбный, благожелательный – взгляд на сущее.
С этим разделом перекликается пятый – «Нарисуй мне барашка (из книги посвящений)». Ценя умение «в любой маленькой бессмыслице находить большой смысл», поэт и сам выказывает эту волшебную способность в аллюзиях на стихи Э. Лира, Л. Кэрролла, Дж. Родари, Р. Мухи, В. Левина, Р. Сефа, Т. Собакина, А. Усачева, сохранив ауру стиха. Путаница по-хармсовски порождает смешную географическую нелепицу:
Китайский город
Амстердам-с,
Что расположен
В Польше.


Привлекателен раздел «Ездил я по разным странам (будто бы путевые заметки)» – заманчивое кругосветное путешествие на обычном диване. Завораживающи пункты этой феерической поездки: Австралия, Сенегал, Сомали, Непал, «сказочный Париж», «славный град Ливерпуль», туманный Лондон, шумный Рио-де-Жанейро, знойный Пуэрто-Рико. Чередование стран и городов создает облик огромной единой планеты.
В поэзии Льва Рахлиса предстает многокрасочная картина мира с целой галереей разнообразных персонажей – живущих на разных континентах и даже в разных реалиях, но неизменно симпатичных, добросердечных, наивных, незадачливых. В фантазийном пространстве Рахлиса чудесно уживаются фольклорные герои и славные исторические личности. Колоритны его путешественники, вроде авантюрного Бродягина, который в географии «не копенгаген». Сборник плотно населен северными и южными американцами, англичанами, итальянцами. Среди обитателей современного универсума – любитель капусты ученый Хрюстон, ценитель «макариони» синьор Антониони, капризно-слезливый Петруччи, азартная мадам Пампиду, неутомимый сеньор Родригес. Темпераментные пуэрториканцы лихо рифмуются с зажигательными танцами. Веселый Гарри не расстается с «гита-та-та-тарой». А «парижане все немножко мерсиане» («Я гуляю по Парижу»). Соединение разных культурных парадигм укрепляет образ дружного универсума. Многонациональную палитру мира дополняют экзотические имена героев: Эли-Гали Гуссейн, Джиу-Джи-Ибн-Буль-Оглы, князь Люлякебабин. Разнообразие их характеров и занятий – серьезных и не слишком – добавляет цветистости всей пестрой картине.
Эту галерею итожит снисходительно-иронический автопортрет – любителя кислых щей, мастера на все руки, кулинара, поэта («Познакомьтесь», «Говорят, что мистер Ар»).
Знакомые звери и насекомые обретают в его стихах новые штрихи характера и новую судьбу – ленивый «Африканский Бегемот», чемпион по боданью «Носорожка Родион», «вороватая» Ворона («На сосне сидит зеленой»). Затейливый ритм помогает передать характерную степенную походку Пингвиненка Гришки, а своеобразная «фрачная» внешность усиливает впечатление чопорности. Чудные фантазии живописца Паука претворяются в «изысканные картины из собственной паутины».
Замечательно обозрение отечественного фольклора в разделе «Нечистая сила. Про кикимор и прочих мымр», в котором поэт собрал наиболее популярных героев мифологии. В стихотворении «Что такое Нечистая Сила?» он выдает комичную версию ее происхождения:

Утром, значит,
Она просыпается,
По дому шатается
И не умывается,
А если и умывается,
То без мыла.
Вот почему она
Называется –
Нечистая Сила.


Каждый персонаж – Баба Яга, Домовой, Водяной – обладает собственными физиономией и характером («Говорила ведьма ведьме», «Домовой»). Узнаваемо-пугающ и в то же время смешон облик Бабы Яги:
Баба Яга –
Костяная нога,
Кривое ухо,
Впалое брюхо,
Нос горбатый,
Язык – лопатой, Рот – два зуба,
Из листьев шуба.

Скучающие Водяной и Кикиморы, грустный Леший утратили былую силу и злобу, подвержены обычным болезням и потому чуточку жалки:

У Бессмертного
Кощея
Не ворочается
Шея.
Тут болит
И там болит,
Ради… видимо…
Кулит.
И от этого
Кощей
Сделался
Еще тощей.

Особенно трогательны стихотворные «объявления на цыпочках» («Отдам Скворчонка», «Сдается…», «Срочная телеграмма»). В строчках «Ищу папу» пронзает боль и одновременно затаенная надежда ребенка:
Ищу папу.
Хорошего,
Но разве
Найдешь его?
Если найдется,
Пусть отзовется.
В объявлениях автор точно уловил детский взгляд на вещи:
Продается поющая Канарейка и клетка.
Канарейка веселая. Молчит редко.
Последний курьезный штрих звучит многозначительно, подтекстово.
Апофеозом неуемной детской фантазии стало посвящение Дж.Родари, в котором все так по-детски, в виде вопросов, поставлено с ног на голову:

Почему
Не пишут
Писем облака?
Почему
Бежит – не выбежит
Река?
Почему есть
У ботинок
Ноги,
А у ног –
Тропинки
У дороги?
Почему
У дырочек
Есть сети?
Почему есть
У вопросов
Дети?

Стихи Рахлиса отличаются артистизмом формы, вариативностью ритма, изобретательностью рифмы, широким диапазоном словесной игры. В его веселых историях «про людей и про зверей» удачно применяются хармсовский прием переброса слова, жонглирование яркими словечками, повторы («Африканский Бегемот», «Встал комар не с той ноги»). Игра многозначностью слова позволяет набросать уморительные сценки:

Повстречались
У реки
Две
Подружки-свинки.
Почесали
Языки
И друг
Дружке
Спинки.

В стихотворении «На зеленом острове Борнео» колоритное название порождает целый набор сходных словечек: гдео, аллео, веснео. Разделение собственной фамилии на Рах и Лис помогло поэту подчеркнуть ценность многолетнего семейного союза, а раскол имени страшного Бармалея на Бар и Малея лишило его ужасного ореола. Игровая стихия импонирует ребенку: его непременно позабавит словесное озорство (навермишелился, понедельникс, вторнинг). Найдут своего почитателя и «твореньица-творенья» Рахлиса – «Недоговорки про Ежа и про одеяло», «Недоговорки у самовара», приглашающие к разгадке словесной «эквилибристики», чехарды, путаницы.
Книга щедро иллюстрирована задорными рисунками И. Рыженкова.

Сведения об авторе: Бобина Татьяна Олеговна, канд. филол. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств.


Назад к ссылкам
На главную


 
Hosted by uCoz