Даша  

Вместо предисловия
Однажды листая подшивку газеты «Русский Дом», я обратил внимание на одну статью, которая подобно тропинке повела меня в лес и где-то на самом старте неожиданно затерялась. «Жаль, - подумалось мне, когда я остановился на последней фразе «продолжение следует». Остановился, постоял маленько, пока не убедился, что продолжения, увы, не последует.
А теперь можно назвать и имя автора этой незаконченной статьи. Елена Яшина. Моя дочь. Сколько я её не упрашивал продолжить разговор об американской школе, она так и не нашла свободного времени для завершения своих заметок. И тогда я решил опубликовать их в том виде, в каком они были напечатаны в газете «Русский Дом».

Елена Яшина
Моё открытие ... России
(Заметки учителя русского языка об американской школе)

Приезжая в Америку, по логике, иммигранты открывают Америку. В моём случае открыть заново пришлось... Россию. Самую большую и гордую страну в мире. Страну, до сих пор не понятную не только учащимся школы, но и взрослым американцам. Страну, распростёртую на два континента и 11 часовых поясов, где самая протяжённая в мире железная дорога и самое глубокое в мире озеро, а в сибирских лесах бродит самый большой в мире тигр. Этот перечень самых-самых-самых объектов можно продолжать до бесконечности, ибо это – Россия. Но американцам от этого списка становится не легче, а Россия была и остаётся для них по-прежнему непонятной и дикой страной, где по улицам бродят медведи, люди ходят в униформе и все вместе на досуге играют в хоккей, делают матрёшек, или, на худой конец, яйца Фаберже.
Мой первый день работы учителем русского языка в самой обычной американской государственной школе останется в памяти навсегда. Меня встретили как существо с другой планеты. Дети удивились, что у меня нет никаких видимых признаков инопланетянина.
Вопросы сыпались как из рога изобилия.
- А это правда, что в России всегда снег?
- А как русские выглядят?
- А что они едят?
- А это правда, что все русские пьют водку?
Сейчас уже не помнятся все эти вопросы, которые потрясли меня полнейшим незнанием и непониманием России, но именно они определили мою миссию – рассказать как можно больше о стране, которая для них была и есть, как большой и дикий медведь, непредсказуемый в повадках и поведении, но всё же чем-то притягательный.
Начало
Все удивлялись тому, что мой филологический диплом, на первый взгляд такой не нужный в Америке, пригодился мне на второй год пребывания здесь. Учитель русского языка? В американской государственной школе? Не может быть!
Мне самой не верилось, но факт остаётся фактом: меня приняли на позицию учителя русского языка сразу в трёх школах. Две из них – начальные, включающие классы с нулевого (он зовётся здесь детским садом) по пятый, и одна – средняя, где только 6-е, 7-е и 8-е классы.
Интервью с директорами этих школ напоминало сон. Все они были милыми и улыбчивыми, шутили что-то о борще и водке, вперемежку высказывая свои воззрения на будущее Росси, которое они почитают достойным изучения.
Вообще, руководители школ меня поразили своей доступностью и доброжелательностью. Двери в их офис всегда открыты, любую проблему можно решить моментально. Никогда не слышала слов: «Зайдите завтра». Директора школы можно было видеть играющим на пианино во время Рождества, или раздающим еду в школьной столовке, или мужественно стоящим в качестве живой цели для метания кусков торта «особо отличившимися учащимися»! Для меня это был абсолютно новый тип руководителя, которого можно звать просто по имени и на «ты» ( в английском нет «вы»). После советских чопорных и недоступных Иван Иванычей, которых только можно было видеть в определённые часы и дни, американский директор школы был «инопланетянин» для меня.
Мой скупой английский никого не смутил, как мне сказали, «меня нанимают говорить по-русски, а какой у меня английский – никого не волнует».
Так началась моя карьера учителя в Америке.
Освоение азов
С чего начинается американский учитель?
С компьютера, конечно! Ибо компьютер в школе – это не роскошь, а средство общения ( и обучения тоже).
Утро начинается с проверки почты (электронной, разумеется). И сразу становится всё ясно: что, где, когда, кому, чего, откуда... Тут эе приходится отвечать: дескать, так и сяк, потомму и посему. Тут же, между прочим, пошлёшь пару-другую приветствий друзьям-коллегам. И им приятно и себе отдушина.
Таким образом начинается рабочий день простого американского учителя.
Расправившись с почтой, настроившийся на рабочий лад учитель устремляет все помыслы на подготовку к урокам. Всё некобходимое для этого есть в так называемой «рабочей комнате». Она поначалу произвела впечатление заводского цеха: всевозможные машины, шум, люди что-то производят... Честно говоря, я в своей жизни не то, что не использовала, даже не видела ксерокса, а ламинатор, одевающий любой кусок бумаги в непромокаемую плёнку, мне показался восьмым или девятым чудом света... Помимо всего прочего там были обнаружены приспособления для скрепления и резки бумаги, автоматический дырокол и прочие неожиданности. Всего этого было так много, что я с ностальгией вспомнила практические нужды российского учителя: мел, доска. Всё было так просто и ясно!
Сейчас, спустя несколько лет, я думая, как же можно было учить с одним мелом в руке, без проекторов и компьютеров, без ксероксов и ламинаторов? Без... без... без...

P.S. На этом заметки учителя русского языка об американской школе, к сожалению, обрываются. В настоящее время Елена продолжает работать в школе, но уже учителем не русского, а английского языка, потому что русская программа почти во всех школах Атланты была закрыта. Надеюсь, что эта глупость американских чиновников со временем будет исправлена.
В качестве же компенсации обрывочности учительских заметок Елена предложила мне несколько экспонатов из своей домашней коллекции, где представлены дневниковые записи высказываний Даши Яшиной, моей внучки.
Тогда же, живя ещё в Челябинске, я написал маленькое стихотворение, посвящённое ей, которое было опубликовано не только в российских, но позднее и в американских газетах. Вот оно.

Ходит Даша по квартире

Ходит Даша
По квартире,
А у Даши
Ног –
Четыре.
Почему так много
Ног?
Потому что
Наша
Даша
Начинающий
Ходок.

Даша – от двух до пяти
(Из дневниковых записей Дашиной мамы)

Идём по улице. Залаяла собака где-то под забором.
- Собака лает, собака обижается.
- На кого же она обижается?
- На забор.
- Почему на забор?
- Забор собаку не пускает

Хочу выпить чаю. Даша говорит:
- Мама не пей, козлёночком станешь ( после чтения сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке).

- Почему кузов, а не грузов? Он ведь груз возит.

Сняла майку. Закрыла грудь руками:
- Даша, что ты там прикрываешь?
- Тити.
- Что-то я не вижу их у тебя!
- Они ещё спят.

Сильно икнула. Легла на кровать и проникновенно сказала:
- Ой, как неприятно! Так и умереть можно!

- Даша, что такое солнце?
- Не луна.

Не обошлось и без политического влияния. После 19 августа 1991 года:
ДЕД Даша, давай бодаться!
ДАША Дед, ты что – путчист, что ли?

Поймала таракана. Бросила его в унитаз.
- Даша, что с ним теперь будет?
- Он будет моряком.

Даша идёт с бабой Томой.
БАБА ТОМА Даша, покричи деда.
Даша молчит.
БАБА ТОМА Крикни: «Деда, иди сюда!»
Молчит.
БАБА ТОМА Ну, что же ты не кричишь?
ДАША Да у меня рот маленький.

Август, 1999 год


Главная страница
Воспоминания

Hosted by uCoz