Лев Рахлис. Я иду по ковру. Что-то вроде аннотации к моей новой книжке |
Случилось у меня однажды маленькое стихотворение, в котором неожиданно обнаружился каламбур, придавший ему некий аромат и дополнительный объем.
Потом я написал еще одно четверостишие – и тоже - каламбурное. Постепенно стал замечать, что каламбур как высказывание с подтекстом, не только вовлекает стих в атмосферу игры, но и расширяет его смысловое пространство. «Игра стоит свеч», - подумал я и с головой погрузился в работу. Так родилась у меня книга каламбуров (и не только) - «Я иду по ковру». Теперь, по истечении трех лет моей жизни, подаренных этой, на первый взгляд, совершенно несерьезной книге, могу заметить самому себе в успокоение: а время-то я потратил не зря, потому что ниша в детской литературе под вывеской «Каламбуры» оказалась почти совершенно никем не заселенной. |
Что я открыл для себя с помощью этой книги? |
Прежде всего, я открыл для себя обаяние короткого стихотворения как такового, в котором нет недержания речи, в котором каждый элемент функционален и смыслово необходим.
Стишки в этой книжке, ведут себя, как дети – никогда не скучают, забавляются как только могут. Несмотря на свой малый рост, они большие оптимисты и непоседы. Любят путешествовать по разным странам и городам, любят животных - домашних, лесных – всяких. Оленя спрашивал Олень: - Что означает слово - лень? Олень ответил: - Мы, Олени, Забыть обязаны О лени. ОМОНИМЫ Мое второе открытие, а может быть, и первое – омонимы. Как ни странно, детские авторы обходят их почему-то десятой дорогой. Между тем омонимы – это величайшее языковое богатство, нужно лишь научиться правильно им распоряжаться. Несколько примеров из книги: Я очарован был столицей, Такой стоглавой и столицей. Или: Вдоль оконого стекла Капелька дождя стекла. Или: Промокшие в пакете Сушки Я съел, но только после сушки. Слова-двойняшки или слова-близнецы. Это только с виду они, как две капли воды, похожи друг на друга, а на поверку оказывается совсем другое. Стоит им встретиться в тексте, как становится понятным, что эти слова-двойняшки ничего-то общего между собой не имеют, хоть и принарядились в одинаковые одежды. Мне же они милы, так как почти всегда преподносят смысловые сюрпризы и всякие другие неожиданности. Вот почему в этой книжке - омонимов, что опят в осеннем лесу. |
РИФМА |
В процессе работы над своей книгой открылась мне в новом свете и постоянная спутница моих фантазий - рифма, но не просто как эхо в лесу слов, а как неисчерпаемый источник новых тем, как звонкий и напевный колокольчик, который слыхать далеко.
Я вдруг понял, что если к ней, рифме, относиться уважительно, оказывать ей должное внимание, то она отблагодарит за это сторицей. В канадском городе Торонто Туристов-то – со всех сторон-то! Или вот рифма-перевертыш: Если ем я пахлаву – Не скуплюсь на похвалу, Ибо вкус у пахлавы Выше всякой похвалы. Вообще, рифма, в которой одни и те же буквы меняются местами, - моя слабость. Надеюсь, простительная. КАК ДЕТИ Я уже говорил, стишки в этой книжке, ведут себя зачастую, как дети – суют свой нос, куда надо и не надо, задают вопросы, на которые и ответить-то порой не так просто. Например: А чего, скажите, для Существует в мире Тля? Или: Государство Бангладеж. Извините – это где ж? ДЛЯ ДОМАШНЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ? Приходилось ли вам замечать, что многие общественные деятели – политики, ученые, да и не только они, - использовав в своей речи случайно, а может быть, и не случайно тот или иной каламбур, приносят, как правило, слушателям или читателям свои извинения. Причина столь джентльменской вежливости, если говорить честно, мне, к сожалению, не совсем понятна. Тем не менее я бы не хотел быть исключением. Поэтому, предлагая вам эту книгу каламбуров, приношу на всякий случай свои самые искренние извинения - в количестве более двухсот штук. Не случайно же Александр Трифонович Твардовский однажды в беседе с одной писательницей очень скептически отозвался о каламбурах, высказав в частности мысль, что они годятся разве что только для домашнего употребления. Моя книжка «Я иду по ковру» - это не что иное как попытка доказать, прежде всего самому себе, что каламбур в стихотворении - явление гораздо более достойное, чем о нем принято думать. Лесной веселый ПЕрепел Водичку в луже пьет. Он песенки все перепЕл И больше не поет. ЛУЧШИЙ КАЛАМБУР Вот, на мой взгляд, пожалуй, самый лучший каламбур из всех когда-нибудь читанных мною. Каламбур, у которого я позаимствовал название для книги: Я иду по ковру, Ты идешь, пока врешь... Ничего вроде бы особенного, но детям очень нравится. Детский фольклор. Классика каламбурного жанра. Жаль, что не я придумал. И ПОСЛЕДНЕЕ А теперь – дело за малым. Название есть. Книга написана. Осталось только одно – издать! |
Назад к Каламбурам |
Каламбуры. Читает автор (Видео) |
На главную |