Сталинские Дороги. (Окончание)  

*** ЖЕНЩИНЫ ***
В концлагере были и женские колоны - одна из них № 310. За что сидели женщины? Многие молодые женщины (а им было от 18 до 35 лет, не старше) в лагеря попали "за колоски" - срок от 7 до 8 лет.
За мешок ржи, украденной в колхозе, - 12 лет. За растрату в магазине - 10 лет. За воровство на производстве (украла 3 метра ситца и 5 катушек ниток) - 8 лет. За опоздание на работу - 5 лет.
Те, у кого воровство покрупнее, садились обычно на 15 лет и больше. И вот лагерный ад! Оборванные и голодные женщины таскали шпалы. На заготовках леса пять кубометров на двоих, и дай бог доброго конвоира, а если злой, то к выполненной норме - приклад, кулак, сапог плюс матерное слово.
И все время страшное ожидание - кому достанется…
*** РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА ***
Побеги из лагерей были. В основном бежали военные, бывшие в плену - они были более организованные. Но куда бежать? Зимой - мороз, летом - жара, комары и мошка. От гнуса иной раз не было видно. Бежавших ловили, им прибавляли срок или расстреливали.
Вспоминает А. Д.Жигин. - Куда бежать-то? На сотни километров болота, тундра, леса. Если и бывали отчаянные, кто решался на побег, все равно больше нескольких дней не выдерживали и, если только не погибнут где-то в трясине или не съедят друг друга (а были среди уголовников и такие случаи), возвращались с повинной назад, в лагерь.
Один из очевидцев тех времен Николай Б. рассказал о своей судьбе и о крупномасштабном восстании заключенных.
- Отбывал я свое наказание на Крайнем Севере, в Заполярье. Стройка № 501. Мне пришлось видеть своими глазами и на себе испытать ужасы сталинских лагерей смерти. Строили железную дорогу от Воркуты до Салехарда и дальше - через Уральские годы в лесотундру.
Когда я прибыл в колонию вместе с другими солдатами, ранее служившими в Германии, нам сказали: "Если согласитесь работать в войсках МВД и охранять заключенных, это вам зачтется. За хорошую службу Родине - один день за два, а после отбытия срока будет снята судимость".
Так я попал в "самоохрану". Прямо скажу: испугался. Я видел рабский труд и унижение в колониях, десятки, сотни тысяч в лагерях смерти. Мне казалось, что большая часть населения России сидит в этих лагерях. За свою службу я несколько раз перевербовывался из лагеря в лагерь. Видел несколько десятков лагерей, три женских колонии. Что такое колония? Более пяти тысяч человек заключенных.
Три десятка бараков, сколоченных из сборных щитовых деталей. Каждый барак по 50 и более метров длиной, в два яруса нары, две печки из бочек. Когда их топят, в бараке собирается удушливый смрад и вонь человеческих тел, с потолка капает вода, а стены покрываются инеем. Люди, возвращались с работы мокрыми, не успевая обсушиться, так мокрыми и шли на работу на следующий день.
В каждом таком бараке находилось более 500 человек. Нормы выработки были непосильными. Тем немногим, кто их выполнял, давали 1200 грамм хлеба. Большинство заключенных норму не вытягивали, и им давали по 300 грамм хлеба - горбушку, как говорили в лагерях.
Приварок составлял суп из ячневой крупы, заправленной треской. После такого питания и изнурительного труда ежедневно люди умирали от разных заболеваний. Зимой трупы складывали у специально отведенного барака, потом их грузили на сани, которые волокли все те же заключенные, подгоняли трактор и вывозили в карьер, где их заваливали бульдозером.
*** ВОСТАНИЕ ***
За одну такую "ходку" вывозили от двух до трех сотен человек. В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров.
Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем. К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч.
При своем продвижении они уничтожали местных жителей - эвенков, якутов, зырян за то, что те выдавали властям беглых заключенных за хорошую денежную награду, а чаще - за водку.
О побеге, видимо, узнала высшая власть, и были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех беглых не уничтожили. До нашей колонии, восставшие не дошли.
А меры предосторожности были приняты такие: вся 501-я сталинская стройка была усилена пулеметной охраной на вышках, заключенных загнали в лагеря, на работу не выводили. Некоторым пленным надели кандалы и поездом увезли в Воркуту, что с ними стало потом - никто не знает.
Освободили меня, когда кончился срок. Никаких там "день за два" не было. Меня и многих таких, как я, просто надули. Просто у власти не было солдат, чтобы такую уйму народу охранять.
Горе и у охранника
Когда кончился срок, и я впервые в жизни получал паспорт, меня инструктировали военные из органов МВД. Дали подписать документ, чтобы я не разглашал то, что видел. "Иначе, - пригрозили, - получишь тот же срок, что имел". Прошло много времени, я стал инвалидом 2-й группы, седой и без здоровья. Казалось, наступило другое время.
И вот, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР всех участников войны стали награждать орденом Отечественной войны, я отправился в военкомат за наградой. А там мне пихают какую-то книгу в нос и говорят: "Тебе не положено. Ты осужден военным трибуналом".
Я взял в руки этот журнал, прочитал. Статья, правильно, моя. Только почему-то написано, что служил связистом, а не разведчиком, как было на самом деле. Я обратился с письмом в Верховный Совет. Получил уведомление, где указано, что в данном случае решение должны принимать местные власти, то есть военкомат и исполком…
Вот такой получился обман. А ведь сами брали меня, чтобы себя охранять. Но хвост длиной от Лабытнаног до Курска тянется за мной до сих пор, и по всей вероятности, с этим хвостом уйду и в могилу.
...И наступил март 1953 года. К этому времени из полутора тысяч километров трассы от Воркуты до Игарки более чем на 700 километрах были уложены рельсы и открыто движение поездов (а от Салехарда до Надыма ходил раз в сутки даже и пассажирский поезд).
Вдоль трассы уже построили десятки станций, разъездов, поселков; оборудовали депо, мастерские... Сумма затрат на это строительство перевалила за 260 миллионов рублей.
Смерть Сталина
Через несколько дней после смерти Сталина из Москвы пришло распоряжение - полностью прекратить все работы на дороге. А вскоре вслед за этим последовало указание о срочном вывозе людей, материальных ценностей и консервации строительства.
Однако когда специалисты подсчитали, во что обойдется эта консервация и последующее сбережение всего уже построенного на трассе, полученное девятизначное число ежегодных затрат породило в "верхах" новое решение: строительство ликвидировать.
Что могли, вывезли на "Большую землю", основная же часть построенного осталась беспризорно пропадать в тундре. Миллиарды народных денег, изломанные судьбы, сверхчеловеческие усилия, чудеса инженерной находчивости, все ушло впустую.
И до сих пор в этих местах можно обнаружить, среди разросшихся деревьев, рыжие от ржавчины паровозы и вагоны, обветшавшие бараки бывших лаггородков, окруженные "паутиной" колючей проволоки, покосившиеся семафоры, и двойную нить рельсов, неверной, деформированной строчкой прочертивших тундру с запада на восток…
"МЁРТВАЯ ДОРОГА" - так называют сталинское детище местные жители. Прошли годы и в пустынных краях вновь стали появляться люди - геологи, нефтяники. Мощные газовые и нефтяные промыслы Ямальского севера один за другим стали возникать по-соседству со старой дорогой.
И кое-что из сохранившихся построек пригодилось спустя четверть века новому поколению советских людей. Нынешний уровень освоения богатств Крайнего Севера поставил под вопрос прежнюю убийственную для сталинской дороги формулировку: "возить здесь некого и нечего".
Не пора ли в дорогу?
Уже не один год раздаются высказывания специалистов о том, что пришла пора возобновить строительство железной дороги у Полярного круга - на современном, конечно, уровне. Что ж, сохранившиеся участки "Мертвой дороги" могут в этом случае значительно облегчить работу нынешних строителей.
Будет ли так? Оживет ли когда-нибудь "Мертвая дорога"? - Вопрос еще ждет своего окончательного решения. Но каково бы ни было будущее этой дороги, история ее строительства не должна исчезнуть в безвестности. ...
Вспоминаем мы о сталинских репрессиях сейчас часто. И вроде бы даже надоели уже все эти "вечные" истории безвинно осужденных людей. Слишком уж их много - тысячи и тысячи заключенных.
Побывав на железной дороге Салехард - Надым, а точнее увидев то, что от нее осталось, невозможно не поразиться размаху коммунистического террора.
И становятся очевидным то, что недавнее прошлое, памятное нашим отцам и дедам, еще долго будет довлеть над нашим обществом.
Сторожевые вышки в большинстве своем сохранились до сих пор настолько хорошо, что хоть сейчас "заселяй" их охранниками. Километры колючей проволоки по сей день "охраняют" бараки.
А особенно важно сохранить наше прошлое не для нас, тех кто знаком с историей Ямала, а именно для поколений грядущих.
Ведь с каждым годом "живые" свидетельства сталинского беспредела разрушаются, экспонаты разошедшиеся по музеям округа, не могут предоставить всеобъемлющей картины того времени.
В связи с этим Салехардский клуб экстремального туризма "Полярные волки" выступил с предложением, которое заслуживает самого пристального внимания. Идея, о которой уже не раз думали многие, проста: создать документальный фильм, место съемок - сталинские лагеря 501-я стройка.
Материалы для создания этого фильма уже отсняты, в ходе экспедиции "501-й мир". Осенью 2000 года планируется выход в свет.
Этот документальный фильм станет еще одной достоверной страничкой прошлого, которая откроет действительную картину происходившего в концлагерях бывшего Союза.
________________________________________
По материалам журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного
краеведческого музея Ямало-Ненецкий национального округа Составил Ринат Саитов.


На страницу факты...факты...
На страницу Оболенского
На главную страницу

Hosted by uCoz