С 19 по 26 января в Челябинске прошел третий Всероссийский кинофестиваль "Новое кино России". Студенты считают его элитным, и, несмотря на сессию, они нашли время, чтобы его посетить. Этот фестиваль отличается от предыдущих не только новыми фильмами и гостями. В этом году он посвящен юбилею великого кинорежиссера Леонида Леонидовича Оболенского.
По моему мнению, имя Леонида Оболенского должно быть известно всем, а особенно - студентам. Ведь кино составляет большую часть досуга современного молодого человека. Кто-то следит за всеми новинками киноискусства, кто-то собирает фильмы известного режиссера, а кто-то просто не пропускает премьер в кинотеатрах города. Но в любом случае каждый из них должен знать, что родоначальником российского кино стал Леонид Оболенский.
21 января 2002 года Леониду Леонидовичу исполнилось бы сто лет. Когда говорят о классиках, никогда не вспоминают об Оболенском. А он по праву считается отцом российского кинематографа, отцом звукового кино. Первым его фильмом была лента "Кирпичики" на сюжет популярной в начале прошлого века песенки "Кирпичики". И в то время эта лента была самой популярной. Люди смотрели не "Броненосец Потемкин", а "Кирпичики"! Современник Эйзенштейна, Оболенский пришел в кино восемнадцатилетним парнем. Его профессии можно перечислять долго: актер, режиссер, звукооператор, художник-декоратор, преподаватель пластического движения, в последнее время - телевизионный журналист. Он называл себя "Леха - сломанное колесо", шутя над своим напряженным ритмом работы.
Про него говорят: "Есть кинематографисты для всех, а есть Оболенский - кинематографист для кинематографистов". Его "бесславие" объясняется отношением советского общества. При жизни Оболенский, как и тысячи других русских воинов, был осужден за измену Родине. Причина тому - пленение во время Великой Отечественной войны. До сих пор его не реабилитировали. Часть последних лет жизни Оболенский провел здесь, на Урале - в Миассе и Челябинске. В журнале "Киноведческие записки" (©44 за 1999 год) жена Оболенского Ирина опубликовала посмертную книгу мужа "Этюд к импровизации". Это - сборник писем, в которых кинематографист делится своими мыслями. В них же он говорит об Урале - нежно, трепетно. "Живу в улусе Челебея, - Челябинской области. <Раньше> "челяба" была. Долина, Низина, Яма. На Южном Урале некое плато ниже уровня океана. Башкирам название понятно, и много названий сохранилось и доныне. Села, станции. "Биргиль-да" - один пришел. "Бишкиль" - пять пойди. "Тургояк" (озеро горное) - стой нога! Отдыхай. Много их, таких названий. И гора, с вершиной "Таганай", у меня за окном. А приставка "бей" - в странах Ближнего и Среднего Востока - это "господин". Вот и живу в улусе Челябея (Челя-бея)". Великий кинематографист и в восемьдесят лет продолжал шутить: "Сегодня "с опасностью для жизни" вставил на место в окно вторую раму! И тепло стало! И тоска осенняя улетучилась, и насморки (мокро-носие) - все стало "по сезону зимнему", тем более что мадам Ишукова сказала: "На Таганае уже установилась плотно зима:" А у меня тепло! И уютно".
В 1991 Оболенского не стало. Но Челябинск не забыл его. В городе есть музей-квартира Леонида Оболенского, в которой он жил некоторое время. Благодаря редакции журнала "Кинопроцесс" и всероссийской общественной организации "Федерация киноклубов России", которую возглавлял Вячеслав Шмыров, челябинец по рождению, в 2000 году имя Оболенского осветилось еще раз. Они поддержали идею хранителей музея-квартиры кинематографиста, посвятить Всероссийский кинофестиваль "Новое кино России" памяти патриарха русского кино и провести его в Челябинске. Два года назад пути фестиваля и великого человека пересеклись на площадке Центра искусств "Театр+Кино" - кинотеатр им. Пушкина.
|