Леонид ОБОЛЕНСКИЙ Наедине с воспоминаниями. Из книги «Этюд для импровизации». (Публикация Ирины Оболенской) (окончание)  


Дома...Приехал... без опоздания! Во как! Ехал, привлекая к себе сочув­ственное внимание дам и девиц:
— Видели по TV «Меньшого из братьев».
— Вы живы? Ах!.. Это так неожи­данно, в фильме... живой, и вдруг — в черной рамке! Так жалко!.. Ах!.. Жи­вите! Будьте! и т.д.! Ах!..
(Мнение друзей по кино: «Прием показа портрета в трауре ШОКО­ВЫЙ. Как выстрел в глаза. Почти натурализм».)


Ирина-золотина!
Поговаривали мы с тобой о том, что нужно писать книгу, а как — не знали. «Фрагментами». Вот и догадался я, что эти фрагменты — пись­ма к тебе! Вспоминаю, что в некоторых письмах есть какие-то мысли, по самым разным поводам, которые можно литературно развить. Это первое.
А второе — есть собеседник, с которым я тесно связан, и мне инте­ресно с ним (с тобой, сиречь!).
И наконец, есть редактор, который, отбирая материал, будет говорить:
— Это уже известно... Это ты говорил... Ты стал повторяться... Другому редактору не поверю. Тебе верю! В любовь верю. Леха.
P.S. Если спросят — каким способом вы живете, отвечу: душа в душу!


<…>
Пулеметные скороговорки на TV.
Комментаторы! Надо учиться говорить (особо по радио!). Сооб­щение РОБОТОВ не оставляет впечатления. Не обнаруживает сверх­задачи его. Следовательно, не несет пропагандистского эффекта. Надо быть оратором. Это забыто!
Иначе «информашка». Читают ее «вербально» — почти как по­номари! — послогово! Итак: спросили бы у нас!
1. Надо учиться говорить.
2. Изучить психологию рекламы.


Иринушка!
У Камю есть роман «Чужак» — перевод слова «Etranger» не со­всем верен. Здесь прочтение этого слова вернее, как «отчужденный». От него пошло и понятие «отчужденность» современных экзистенци­алистов.
У Мопассана рассказ «Solitude» — это одиночество. По сути, об одном и том же — о трагедии отсутствия сопричастности, т.е. того, что нам ближе и понятно. И русским, и советским людям в целом. (Мы «миряне».)
<…>
У Мопассана собеседник ничем не мог помочь другу. Потому что он, автор, сам любил только так, по-видимому?
Так же и наш любимый всеми Антон Павлович Чехов, бежавший от любви, не менее одинок, чем Мопассан. Он боялся хорошо гово­рить о женщине. Потому что не любил. А его любили? (Толстой подо­зревал, что да!) Лучшее, что мог он себе позволить, посочувствовать этому человеческому существу «с длинными волосами и чувствитель­ным сердцем». Какой провал! «Мисюсь, где ты?» и «Книпуша», крутогрудая и здоровенная немка... А он... еще злее!


Милая мама моя! Она научила меня целовать женщине руку, гово­ря, что это тоже мама. Или будет ею. Какое счастье так восприни­мать человека-женщину, да еще обнаружив, что, кроме ее великой миссии, в ней духовно развито неистребимое чувство материнства, и оно всегда и во всем — в ограждении от беды, в утешении, заботе, умении жалеть (по-русски синоним любви) и в ласке. Ласке не только в акте, но во всем, в руке, взгляде, слове. В теплом прикосновении, в щедрости отдачи: «На, возьми!»...
Быть любимым!..
Вы пробовали, вы, которые до сих пор, может быть, и не заслужи­ли своим пренебрежением хотя бы теплого взгляда извечной Женщи­ны, дающей на земле жизнь? А еще глубже — МОГУЩЕЙ ее дать!..
Глубокий тебе поклон, любимая моя, Ирина, спасительница моя и светлый путь.
Твой Леонид.


<…>


«ГАМЛЕТ» (постановка Андрея Тарковского, театр Ленинского комсомола)
А сцена ее сумасшествия — просто бесподобна! Внезапные «поте­ри себя» и контроля над внешней формой поведения. Великолепен и Гамлет.
От растерянности и смятенности словно робок. И вдруг — внезап­но яростно агрессивен! Браво, Андрей!
Это не «абстрактный» гуманизм, усмотренный чиновником от куль­туры, а конкретный, порожденный пониманием истории, и отсюда — поведение персонажа. В столкновении двух эпох — старой, с ее оцен­ками и требованиями, поступками, и новой — требующей иных по­ступков от иной оценки. «Порвалась связь времен!» Отсюда и смятенность персонажа, и его вопрос, почему он должен «связать» эти времена?


Иринушка! Я посмотрел, как Козаков сделал для TV отрывок из «Фауста» — сцену Фауста с Мефистофелем. <…>


<…>


По TV фильм по пушкинскому «Выстрелу» больше похож по внут­реннему складу на инсценировку Э.По. Как ныне говорят, «затрактовано» до неузнаваемости. Какой-то тяжелый сон, с похмелья, да еще на конюшне.
<…>


<…>


«Любовь и голод правят миром». Там, где голод правит миром, — вырастает цивилизация. Там, где миром правит любовь, — вырастает культура.
<…>


Ирина! (К вопросу: танцевать литературу?
— Ее, пожалуй, можно иллюстрировать.
И то не обязательно...)
Литература остается одним из искусств интимного общения авто­ра с публикой (читателем, в данном случае). Это когда безмолвно ты становишься героем, сравнивая его с собой. Его судьбу — со своей. Что-то гонишь от себя прочь или кому-то из пришедших к тебе со страниц позволяешь сочувствовать себе. Ныне тяга читателя, ты сама знаешь, на авантюрную литературу или на притчевую. И в той, и в другой просторно и не одиноко. Твой собеседник — автор — не встает в дидактическую позу, не читает морали устами героя, не обременяет их современными, весьма преходящими проблемами. А это так важно и так нужно сейчас, в эпоху «обиженного» (если не оскорбленного!) человечества. Если же к тому еще произведение написано хорошо, если автор его говорит средствами художественного образа, а не «опи­сательством», то чтение вызывает ту особую форму радости, кото­рую Гегель называет эстетическим чувством.
Перевод литературы в другой вид искусства лишает произведе­ние его специфических привлекательных качеств: литературных, мол­чаливого друга и собеседника...
А к книгам обращаюсь так, как советовал Эйзенштейн:
— Если тебе что-то ужасно нужно найти, бери первую попавшуюся под руку книгу, которая, скажем, называется «Выведение кроликов в средней полосе России», открывай ее — и даже там найдешь то, что тебе нужно.
Книга приходит сама и открывается на нужной странице. А если нет настоящей нужды в книге, она остается закрытой, хоть выучи ее наизусть. Она — не с тобой. Книги приходят ко мне сами — иногда от друзей, непрерывно из библиотеки. И открываются на нужной стра­нице, и помогают додумать недодуманные мысли... Где-то у Андрея Платонова есть: «Он ходил ловить рыбу и додумывать недодуман­ные мысли...» Недодуманные мысли не дают успокоиться и перестать думать. И снова, и снова ищешь себя в себе.


«Старое» Рождество. Оно опоздало на 13 дней против рождения солнца. Это рождество «бюрократическое», такое же, как анахро­низм рясы и подрясника, золоченой ризы иудейского первосвященни­ка, «резака» баранов и тельцов, сжигаемых (жареных) для бога, же­стокого и ненасытного. А Бог щедрый, жизнетворящий—это солнце (одно из солнц), который дарит себя неисчислимыми квантами («не имеющими массы покоя»). Завязывает в живые узлы неживую, амор­фную «химию». Наделяет сознанием и позволяет познавать себя. Да­рит радость сознания себя и вещей. Рождение его, возрождение по солнцу, 22-25 декабря-месяца ежегодно.
На мое отношение к жизни и религии во многом повлияли два фактора.
<…>


Вечер... В тишине...Так обыденно, положил диск на проигрыватель, нажал кнопку...
В комнате что-то щелкнуло. Потом... вошел в комнату Бах.
Подал руку — я хотел встать... «Не надо... сиди... слушай...»
И заговорил сегодня, как 200 лет тому назад, о том, что тревожи­ло и утешало его. О чем размышлял... И звучало это современно. Нет! Это другое: «всё — временно». А это: «навсегда»! И это здесь, рядом... А он говорит, говорит о том, что очень важно ему. И мне... Потом замолчал. Молчу и я. Но многое изменилось. Скажем, пульс. Он почему-то 60/мин. А когда я «полз» к проигрывателю, был 80/ мин. Словно тяжело нес что-то. А он снял с меня эту огромную тя­жесть, зайдя всего на пять минут из XVIII века в конец ХХ-го. Слов­но «из вчера». Зашел навестить. Знает, что я болен и один дома...
Побыл... Ушел... Еще придет завтра, мы так условились с «вечно живым»...
А ведь, может быть, он был одновременно у многих? Ведь мир ог­ромен! И мы слушали все вместе, только не заметили, что собрались около него, разные, далекие. А вот сидим рядом и слушаем дыхание, слушаем его... и себя... близкие... <…>



Слава тебе, показавшему нам Свет! Ты сказал Лазарю: «Встань и иди!» И он встал и пошел.
Сказал мне: «Иди!» — и я попробовал и понял, что могу идти! Что могу!!! Понял, что услыхал ты меня и приказал! Слава Тебе!
С праздником, друг мой!
Сегодня на одной трети матушки Земли во второй раз (первый — в прошлом году!) родился Христос. Парадокс, изобретенный церковью, не сумевшей, во всех своих редакциях, сохранить истинное рожде­ние Света на Земле, «Солнцеворота», заменив его горением лампад­ного масла и воска...
<…>


<…>


Что же делать мне, инвалиду, обреченному на неподвижность ху­дожнику, который мог бы помочь делу, обращаясь с экрана к челове­ку во весь рост. Остается лишь обязанность объяснять друзьям, кол­легам и молодым начинающим, как средствами искусства заставить пережить, а потом и осознать. А для этого прежде всего научить ви­деть и слышать. Читать научить! — Человек, оглянись на себя!
В новом году что надо пить (из таблеток), чтобы продолжать жить:
«Кыр»-валол или «Бом—эксин»? Все зависит от глубины переживаний (или отсутствия оных)!



<…>Как поздно это приходит, как поздно понимаешь. А ведь всё, всё могло бы быть по-иному...
&#913; и &#937; (Альфа и Омега) Ведь как у поэта:
Я в долгу
перед виноградником
и сливовым деревом,
Я в долгу перед свежей травой,
Ласкающейся к босым ногам...
Если хоть раз вымок
Под теплым дождем,
На свободе, омытый
Лучами солнца,
Сердцем клянусь, —
Я — в долгу!
Перед огнем очага
И руками матери,
Перед библейских времен
Легендой
Я в долгу,
Как художник
Перед красотой,
Которую не сам
Сотворил.
Я в долгу перед тем,
Кто, сгорев,
Превратился
В Свет!
Перед жизнью,
Перед смертью,
Перед
Бессмертием!
— Неужели не успею отдать его? На что же ушла вся жизнь? На мелкие желания и похоти? Мелкие радости мнимых достижений? На маленькое честолюбие?..
Не успею. А может быть,
И не успел...


Сегодня завершил нить размышлений о Пути в бесконечность Бытия. От Соловьева, Бердяева к Федорову и Сергию Булгакову.
<…>


«Внутреннее» зрение... Оно неожиданно с каждым днем все яснее. И далее вижу («не дальше»). И все красивее и яснее. Как много было привлекательных «неясностей», и сколько сил потребовалось для «прояснения». Диалектика: возросшая потребность накопившихся неясностей к прояснению и дает движение в направлении к Истине. И она становится все ближе. Не заметил этого Вернадский, в юности упрямый материалист, ждущий «конца». Не заметил, что открыл бес­конечность, извечно обогащающую как на пределе, так и не познава­емую. Но вечно влекущую к познанию.


11 лет тому назад мы были с тобой в березовой роще. Праздник весны!
К нам подошли незнакомые люди, но очень приветливые, присели рядом... Было выпито по стопке вина...
Сегодня такое же праздничное настроение. Только уже без выхо­да в рощу. (Да ее уже и нет. Вырубили до самого шоссе.)
Да, Величайший праздник «Троицын день»! День, который напо­минает нам СУТЬ всех вещей:
Единство
1. Разума (Logos),
2. Воли к творчеству («творению») и
3. Сотворенного, вмещающего в себя все три начала БЫТИЯ, с его бесконечностью (т.н. Бессмертием) — Его диалектической приро­дой вечного движения.
Сегодня благодатный день! Хором вокруг всё как будто бы поет «Радуйся! Ты с нами и мы с тобой!»
«Мир сотворен по законам красоты»?
Любуйся!..
Нет! Ведь творение не прекращается! А значит, можно участво­вать в нем, если осознаешь эти законы. Ибо закон этот и есть logos (закономерность и упорядоченность), без чего аморфный хаос «пер­вичного» от столкновения электрических полей и массы бесформен.
<…>


Приложение:

НА ВЫСТАВКЕ С.НОВИКОВА

<…>


1. Имеется в виду фильм «Легенда о княгине Ольге» (1983, авт. сценария и реж. Ю. Ильенко), в котором Оболенский исполнил роль волхва Ильма.
2. Имеется в виду фильм Сергея Бондарчука (1986).
<…>
4. «Душа» (1981, реж. А. Стефанович)
5. «Забытые вещи» (телевизионный, 1982, реж. В. Раманэ)
6. «Человек меняет кожу» (1959, по роману Б. Ясенского, реж. Р. Перельштейн)
7. Волконский Сергей Михайлович (1860-1936) – теоретик театра и художественный критик, автор книги «Выразительный человек», пропагандировавший в России в 1910-х годах учение французского теоретика пластического движения Франсуа-Александра Никола Дельсарта о пластике и жесте.
<…>
9. Драматург и критик Осип Максимович Брик (1988-1945) был одним из руководителей сценарного отдела киностудии «Межрабпомфиль­м» в конце 20-х—начале 30-х годов.
10. Имеется в виду подготовленное А.П.Комлевым издание «Слова о полку Игореве», осуществленное в 1985 году Средне-Уральским книжным издательством.
11. Стрейч Ян Янович (род. 1936 г.) — режиссер Рижской киностудии
12. «Портрет жены художника» (1981, реж. А. Панкратов).
13. Имеется в виду телевизионный фильм «Меньшой из братьев» (1984).
<…>
15. В телевизионном фильме «Красное и черное» (1976, реж. С. Герасимов) Л.Л.Оболенский сыграл роль епископа.
<…>
17. Имеется в виду телевизионный фильм «Подросток» по роману Достоевского (1983, реж. В. Ташков), где Оболенский играет Сокольского.
18. Приз XX Международного кинофестиваля телевизионных фильмов «Золотую Нимфу Монте-Карло» Л.Л.Оболенский получил за роль деда Веденеева в телефильме «На исходе лета» (1979).
<…>


Публикация Ирины Оболенской
Предисловие и комментарии — Редакция


Информацию о возможности приобретения номера журнала с полной версией этой публикации можно найти здесь.

Материал взят с сайта "Киноведческие записки"
http://www.kinozapiski.ru/article/668/


Назад к ссылкам
К Оболенскому
На главную


 
Hosted by uCoz