Простите нас, Леонид Оболенский.  


Фонд культуры Челябинской области сдал квартиру-музей Леонида Оболенского в аренду туристической фирме «Пилигрим». Для меня эта фраза прозвучала, как слова булгаковской Дарьи: «Земля налетит на небесну ось!!!»
Но это не бред сумасшедшего и не первоапрельская шутка. Все очень серьезно. Фонд культуры, призванный охранять от каких-либо посягательств ценные объекты культурного наследия, пустил на священную территорию коммерческую фирму. Знаете, чем подстраховались деятели фонда? Как такового договора об аренде нет. Есть договор о совместной деятельности. Из чего следует, что фирма, продающая путевки, отныне станет заниматься исключительно музейными делами. То есть: изучением творчества режиссера, оператора, актера, педагога Леонида Оболенского, сбором материалов о нем, проведением экскурсий, кинопоказами и лекциями… Вы в это верите? Я – нет.

Что нам президиум!

Сразу внесем ясность: Челябинский областной фонд культуры – структура общественная. Его работа координируется коллегиальным органом – президиумом. Из чего следует, что такое серьезное решение должен был принять именно он – президиум. Ничего подобного! Никто его и не собирал. Судьбу музея решили председатель фонда господин Шишов и его заместитель.

Договор о совместной деятельности с туристической фирмой был подписан 10 октября. А 1 ноября «пилигримовцы» въехали в малюсенькую квартирку всемирно известного Леонида Оболенского со своими шестью рабочими столами, тумбочками, шкафами, оргтехникой и постерами рекламного характера. Шкаф, некогда принадлежавший Леониду Леонидовичу, задвинут в угол. Авторская скульптура «Мастер и Муза» вынесена в кинозал (о нем позднее), когда выносили – слегка повредили. Многие документы и рукописи Мастера теперь хранятся на балконе. Не «выселена» пока только фотоэкспозиция, посвященная Оболенскому, хотя и мешает разместить постеры на стенах. Следовательно, теперь экскурсии будут проводиться между столами и компьютерами во время оформления путевок на брега иные. Заманчиво.

Сложно обвинять во вторжении туристическую фирму «Пилигрим». Ее скорее можно назвать заложницей ситуации. Ей предложили лакомое местечко в центре города, она с радостью согласилась. Не дает покоя вопрос: почему возникло предложение?


Из истории музея
Никто не собирается умалять значимости фигуры Кирилла Алексеевича Шишова в истории создания музея Оболенского.

В советские времена поселился на улице Сони Кривой, в обычной сорокаметровой хрущевке (две крошечные комнаты и кухонька), удивительный человек – Леонид Оболенский. Человек, которого трудно было не заметить даже в огромной толпе. Его скоро узнал весь город, а до этого знали обе столицы. Потом государственное недовольство опальным гением кинематографа вновь усилилось, и Леонид Леонидович от греха подальше уехал в Миасс.
Об особенной челябинской квартирке помнили немногие. Среди них был Кирилл Шишов. В пору перестройки именно он предложил сделать здесь музей-квартиру Леонида Оболенского. А чтобы ее заполучить, фонд культуры пожертвовал принадлежавшей ему другой – ничего не значащей – квартирой. Честь и хвала.

В 1996 году квартира Оболенского была переведена из жилого фонда в нежилой, чтобы создать мемориальный музей, заниматься исследовательской и просветительской работой. В помощь музею муниципалитет купил соседнюю квартиру. Вот из нее-то и был сделан кинозал-гостиная. Здесь сегодня занимаются три клуба поклонников кино, проходят встречи с артистами, режиссерами. Особенно бурной становится жизнь во время кинофестивалей.

Не было вовремя сделано лишь одного – не создан штат сотрудников музея. Вся работа велась и ведется на общественных началах.


Два хозяина
Кто должен был этим заняться? Вероятно, фонд культуры. Но у него для этого не было средств. Вероятно, это имел в виду Кирилл Шишов, заявляя о том, что ему очень тяжело содержать музей-квартиру. На самом деле, все коммунальные расходы (и за саму квартиру Оболенского, и за собственную площадь, то есть кинозал-гостиную) несет муниципалитет. От нужд музея администрация и не думала отстраняться.

- Еще летом на совещании по делам культуры мы предлагали Кириллу Алексеевичу передать квартиру Оболенского в муниципалитет, - говорит вице-мэр Челябинска Вадим Евдокимов. На этой основе мы предлагали создать единый Образовательный центр имени Оболенского со штатом профессиональных работников. Но фонд культуры не захотел передать квартиру в муниципальную собственность.

Зато с легкостью позволил въехать в квартиру абсолютно далекой от музейного дела коммерческой фирме. Ситуация сложилась более чем странная. Муниципалитет по-прежнему оплачивает все коммунальные счета. Ведь договора об аренде как такового нет. Получается, что благотворительность муниципалитета распространяется отныне и на туристическую фирму «Пилигрим». Думаю, налогоплательщикам это придется не по вкусу.

В понедельник, 13 ноября, вице-мэр Вадим Евдокимов собрал совещание. Были приглашены директор турфирмы «Пилигрим» и, конечно же, Кирилл Шишов. Но пришли на совещание их заместители. При этом в администрации вдруг появились письма фонда культуры, датированные апрелем и маем. Вадим Михайлович уверяет, что они ни в одной приемной администрации не зарегистрированы, хотя адресованы на его имя. И что увидел он их только после состоявшегося в понедельник совещания. И в том, и в другом письме Кирилл Шишов бьет тревогу и призывает определить статус музея Оболенского.

Что значит «определить статус»?

- Это лишь некоторая фигура речи, - утверждает одна из создательниц музея Тамара Никитична Мордасова. – Пока Леонид Оболенский не был реабилитирован и находился в опале, мы не могли заниматься музейной деятельностью. Но год назад все удачно совпало – пришел документ о реабилитации Оболенского и был завершен ремонт помещения. Казалось бы, все складывается счастливо. Надо заниматься исследовательской работой, создавать фонд музея, проехать по маршрутам Оболенского и собрать все материалы о нем. Этим должны, конечно же, заниматься специалисты. Но как только заходил разговор о том, что для создания штата музея и его финансирования нужно объединение помещений в единый Центр имени Оболенского, Кирилл Алексеевич уходил от решения.

То есть, произнося слова «возьмите нас под крыло и помогите нам», глава фонда культуры не смог отдать то, что принадлежало фонду. Даже во благо того дела, которое он затеял сам, но которое по многим причинам зашло в тупик.

Выход из тупика Кирилл Шишов нашел более чем сомнительный.

- Ситуация обескураживает, - продолжает Тамара Мордасова. – Фонд культуры, который должен заниматься защитой и развитием культуры, в настоящее время оказался в оппозиции тому объекту культуры, которым владел.

А закон гласит
Кирилл Алексеевич, видимо, не знаком с Федеральным законом о защите объектов культурного наследия, который был подписан президентом Путиным 24 мая 2002 года. В нем говорится, что объекты культурного наследия являются совершенно особенным видом собственности. И собственник, неся бремя ответственности за их сохранность и процветание, не имеет права использовать их в коммерческих интересах. Они являются достоянием нации, должны служить только образовательным и культурным целям.

В законе предусмотрено, что владельцев такой собственности может быть несколько. Так вот, если один из владельцев пожелает воспользоваться своей частью, выделив ее из целого, и это принесет вред первоначальному назначению объекта, – это нарушение закона. В таком случае второй собственник вправе искать защиты в суде.
Конечно, Кирилл Шишов станет отрицать коммерческие интересы. Мы уже говорили, что заключен договор о сотрудничестве. Тогда как относиться к другому факту? До событий, о которых идет речь, глава фонда культуры обратился в администрацию города с просьбой разрешить сдавать в аренду все тому же «Пилигриму» часть помещения, которое фонд занимает на улице Пушкина. Помещение это фонду предоставляет все тот же муниципалитет. Конечно же, был получен отказ. Вскоре и возник «договор о совместной деятельности» с «Пилигримом», а следом вторжение турфирмы в святая святых – в мемориальный музей-квартиру.

Приплыли…
Очень хочется верить в бескорыстие Кирилла Шишова и его приближенных. Администрация Челябинска, надо отдать ей должное, хотела разрешить конфликт мирным путем. Господина Шишова попросили уладить дело и дали два дня на выезд «Пилигрима» из помещения музея. Все осталось по-прежнему.

- Если в ближайшее время не достигнем компромисса, суда, видимо, не избежать, - подытожил Вадим Евдокимов. – Мы будем отстаивать этот маленький, но очень дорогой музей. Тем более, что этот год объявлен губернатором годом музеев.

А еще в эту субботу исполнится 15 лет, как Леонида Леонидовича не стало. 21 января будущего года патриарху российского кинематографа исполнилось бы 105 лет. Мы встречаем эти даты странным событием. Простите нас, Леонид Оболенский.

Ситуация, правда, очень болезненная. Не только Леониду Оболенскому – талантливейшему человеку – выпала судьба страдальца, но и его музею. Не так обидно было, когда старая партийная гвардия нападала на устроителей первого кинофестиваля в Челябинске, осмелившихся назвать его в честь Оболенского. Леонида Леонидовича вновь называли врагом народа, писали на этой волне пасквильные книги… Что взять с этой старой гвардии?

Обидно до слез сейчас. Если уж люди культуры стали пользоваться достоянием нации в собственных интересах – куда приплывем? Из Эрмитажа крадут произведения искусства. Сегодня ленты новостей сообщают о возбуждении уголовного дела на директора музея в Свердловской области. Тоже воровал. А у нас аренду смешали с сотрудничеством. Я себе представила такую картину: а что если директорам нашего нового краеведческого музея, а пуще того Музея искусств, придет в голову идея позаталкивать все экспонаты и картины в запасники, да и пустить на все свои площади эдаких «сотрудников»-коммерсантов. И цель можно благородно обставить. Особенно картинной галерее – зарабатываем, мол, на собственное развитие. Вот заработаем и начнем вас искусством ублажать. Вы уж потерпите чуток.

17 ноября 2006, Автор: Светлана СИМАКОВА

Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА


Источник:
http://www.polit74.ru/archives/2273.html


Назад в Музей-квартира
Назад к ссылкам
К Оболенскому
На главную


 
Hosted by uCoz