Solo Piano. Этюд на тему «Татьяна Островская»  

*** Когда-то в одной из российских глубинок была у меня небольшая дача: сад, размером в четыре сотки, двухэтажный домик с высокой треугольной крышей из шифера, а под окном, убегая вверх, шумела могучая красавица-береза.
Вечерами, когда во дворе моросил дождик, мы с женой усаживались у камина и подолгу, бывало, не сводили глаз с потрескивающих поленьев, которые мирно и неторопливо переговаривались между собой на своем «березовом, веселом языке».
А еще мы для «кайфа» включали магнитофон и слушали фортепианную музыку.
И было хорошо - глазам и душе...

Возможно, об этой идиллической картинке из своего далекого прошлого я бы никогда и не вспомнил, если бы не случай – Татьяна Островская.
Та самая, о которой когда-то читал много чего хорошего в газете «Новое русское слово».

Та самая, чье имя нередко можно было встретить в различных русских и американских изданиях.

Та самая, чей замечательный дядя, один из самых популярных композиторов 60-х - Аркадий Ильич Островский - не раз находил повод, похвалить ее, почти ребенка: «Ты пишешь лучше, чем я».

Та самая Татьяна Островская, которая написала музыку к 10 фильмам. Наиболее известна четырехсерийная музыкальная кинокомедия - «Приключения Васечкина и Петрова» (режиссер Владимир Алеников).

Та самая, чья музыка сопровождала и украшала многие популярные детские радио-и-телепередачи - «АБВГДейка» и «Будильник».

Чьи песни пели прославленные русские исполнители: Ирина Понаровская, Лариса Долина, Елена Камбурова. Николай Караченцев...

Чьи музыкальные произведения и сейчас звучат в России по радио и по телевидению.

Та самая, которая написала также музыку к нескольким кукольным спектаклям.

И, наконец, та самая Таня Островская, которая в 7-лет безапелляционно заявила:
«А я все равно буду композитором!».

Так вот, совсем недавно я встретился с ней, с той самой Таней Островской, которую, как оказалось, довольно хорошо знают там, где она не живет – в России, и которую не очень хорошо знают там, где она живет – в Атланте...
А когда наша короткая встреча подошла к концу, гостья подарила мне на прощанье свой авторский диск – «Soaring in the Clouds. Solo Piano».
В порыве благодарности пообещал написать о композиторе статью, и уже начал, было, это делать, но когда прочитал написанное, понял – пустая затея. Слова, слова, слова. А Татьяна Островская – это не слова, а музыка, которую, увы, мое перо воспроизвести словами пока не в состоянии.
Уселся поудобнее в свое домашнее кресло и включил CD.

Я не то, чтобы от скуки – я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать...

Одна музыкальная фантазия сменяла другую.
На голубом фоне, посреди неба и облаков я отлавливал их несколько необычные имена: «Пиано-бар, час ночи», или «Веранда на озере», или «Шаги в тумане».
И совершенно незаметно для себя вдруг опять оказался там, в другой стране, в другой эпохе, у другого камина, где потрескивали все те же березовые поленья.
И снова стало хорошо – глазам и душе.
И снова почему-то припомнился Булат Окуджава и его трогательная песенка о музыканте:

Музыкант играл на скрипке – я в глаза его глядел.
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел…

Счастлив дом, где голос скрипки наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежды…Остальное как-нибудь.


Дудочка, через которую играет Бог
Интервью с Татьяной Островской

- Давно в Атланте?
- Приехала из Москвы 15 лет тому назад с двумя чемоданами.
Один чемодан – это мои колеса с пленками, а другой – без колес, но с платьями.
Закончила Гнесинский институт по двум специальностям – пианист и композитор.
В основном, работала как композитор.
Меня, между прочим, крутят там по радио настолько часто, что до сих пор получаю авторские в рублях.
- Насколько русский музыкант востребован в Америке?
- Могу сказать, что я ни одной минуты не как музыкант не работала.
Моя первая работа - в пиано-баре.
В настоящее время занята в двух ВУЗах. В Georgia Tech – преподаю искусство игры на рояле, а в AIU – программы для сочинения музыки на компьютере. Этому меня никто не учил. Все время учусь самостоятельно. Без этого здесь нельзя.
Сделала свою студию, в которой пишу и записываю музыку. Покупаю все время всякие игрушки – компьютеры, синтезаторы и т.д. Таким образом, звучит не только рояль, а звучит все. Вся оркестровка делается там же, синтетически. Она и не воспринимается, как синтетика, а как электро-акустическая музыка.
Очень люблю писать музыку и с большим удовольствием ее пишу.
Выпустила несколько CD.
Вы можете пойти на сайт Vasechkin.ru - и прочитать при желании множество статей про меня. Там есть все тексты к моим песням, которых я уже и не помню. А купить мои диски можно на двух сайтах: "CD baby.com", "acupofmusic.com
- Много их у вас, песен?
- Ну... Я не считала. Обычно это песни к различным спектаклям.
Я пишу музыку к... К чему-то. К спектаклю, к телепрограмме. Здесь, уже в Атланте, я написала музыку, к спектаклю в постановке режиссера Евгения Лазарева, который сюда время от времени приезжает.
Алеников, режиссер, с которым я работала в Москве, сейчас живет в Лос-Анджелесе. Его сын стал режиссером. Я к его фильму написала музыку.
Сотрудничаю также и с американскими режиссерами и продюсерами.
- Есть ли у вас обратная связь?
- По электронной почте получаю письма из самых разных мест – из Бельгии, например, о том, что моя музыка кого-то тронула, что я – их любимый композитор. Это, конечно, приятно.
- В Россию тянет?
- Ностальгии никакой нет. Главное, что там угнетает – это агрессия в воздухе. Очень часто люди не понимают, что они в депрессии. В России, мне кажется – в депрессии вся страна, хотя профессионально там у меня все складывалось замечательно. Я просто это не ценила.
- Москва и Атланта. Наиболее яркие, по-вашему, приметы этих городов?
- В Москве на каждом углу – совершенно безошибочно вы встретите хороший театр и можете попасть на хороший концерт.
Здесь же на каждом углу – хороший ресторан, куда с удовольствием все ходят. А в театры здесь не принято ходить, несмотря на то, что в Атланте 46 театральных компаний. Как они выживают, сказать трудно. Но когда я хожу – ничего, кроме разочарования, не получаю. Да и стоимость билетов - не каждому по карману.
А вот когда ты идешь в ресторан, в основном, разочарования не бывает.
При всем при том, есть какие-то вещи, которые мне нравятся в Атланте. Хороший климат, возможность поехать в любую страну. Красивый дом.
В общем, я люблю свою американскую жизнь и вполне здесь счастлива.
- Несколько слов о вашей семье.
- Считаю это моим главным достижением - я перетащила в
Америку всю мою семью. И все довольны. Мои драгоценные родители выучили английский так, что могут помогать переводить другим людям в их доме. Папа начал учить язык только, когда приехал. Ему было 72. Это - личный героизм. Сейчас ему 84 и его английского хватает, чтобы шутить с моим мужем-американцем. Моя сестра и племянница тоже здесь - всех очень люблю. Мой сын заканчивает диссертацию в MIT в Бостоне. Всегда им горжусь.
- Вам больше нравится писать музыку или учить студентов, как писать музыку?
- Писать, конечно, лучше.
- Ваши музыкальные кумиры?
- Очень люблю американскую музыку. Кумиры замечательные. Джордж Бенсон. Гитарист и композитор. Квинси Джонс, Эмерсон... Ну, много...
- Творчество. Что это за штука такая? Как по-вашему?
- Виктория Токарева замечательно сказала: «Творчество – это дудочка, через которую играет Бог».

Лев Рахлис, Атланта, 2005 год


Назад
На главную страницу

Hosted by uCoz