| |||
Новый сборник детских стихов «На зеленом острове Борнео» Льва Рахлиса (знакомого читателю помногим книгам), благодаря восьми своим разделам многогранно представляет творческий облик автора.
Интересна в сборнике перекличка с поэзий К. Чуковского, Д. Хармса, С. Маршака. В разделе «Одеяло убежало» игровые фантазии Рахлиса на мотивы «Крокодила», «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи» рисуют знакомых персонажей, воссоздавая дух и ритмику Чуковского и похожий – дружелюбный, благожелательный – взгляд на сущее. С этим разделом перекликается пятый – «Нарисуй мне барашка (из книги посвящений)». Ценя умение «в любой маленькой бессмыслице находить большой смысл», поэт и сам выказывает эту волшебную способность в аллюзиях на стихи Э. Лира, Л. Кэрролла, Дж. Родари, Р. Мухи, В. Левина, Р. Сефа, Т. Собакина, А. Усачева, сохранив ауру стиха. Путаница по-хармсовски порождает смешную географическую нелепицу: Китайский город Амстердам-с, Что расположен В Польше. |
Привлекателен раздел «Ездил я по разным странам (будто бы путевые заметки)» – заманчивое кругосветное путешествие на обычном диване. Завораживающи пункты этой феерической поездки: Австралия, Сенегал, Сомали, Непал, «сказочный Париж», «славный град Ливерпуль», туманный Лондон, шумный Рио-де-Жанейро, знойный Пуэрто-Рико. Чередование стран и городов создает облик огромной единой планеты.
В поэзии Льва Рахлиса предстает многокрасочная картина мира с целой галереей разнообразных персонажей – живущих на разных континентах и даже в разных реалиях, но неизменно симпатичных, добросердечных, наивных, незадачливых. В фантазийном пространстве Рахлиса чудесно уживаются фольклорные герои и славные исторические личности. Колоритны его путешественники, вроде авантюрного Бродягина, который в географии «не копенгаген». Сборник плотно населен северными и южными американцами, англичанами, итальянцами. Среди обитателей современного универсума – любитель капусты ученый Хрюстон, ценитель «макариони» синьор Антониони, капризно-слезливый Петруччи, азартная мадам Пампиду, неутомимый сеньор Родригес. Темпераментные пуэрториканцы лихо рифмуются с зажигательными танцами. Веселый Гарри не расстается с «гита-та-та-тарой». А «парижане все немножко мерсиане» («Я гуляю по Парижу»). Соединение разных культурных парадигм укрепляет образ дружного универсума. Многонациональную палитру мира дополняют экзотические имена героев: Эли-Гали Гуссейн, Джиу-Джи-Ибн-Буль-Оглы, князь Люлякебабин. Разнообразие их характеров и занятий – серьезных и не слишком – добавляет цветистости всей пестрой картине. Эту галерею итожит снисходительно-иронический автопортрет – любителя кислых щей, мастера на все руки, кулинара, поэта («Познакомьтесь», «Говорят, что мистер Ар»). Знакомые звери и насекомые обретают в его стихах новые штрихи характера и новую судьбу – ленивый «Африканский Бегемот», чемпион по боданью «Носорожка Родион», «вороватая» Ворона («На сосне сидит зеленой»). Затейливый ритм помогает передать характерную степенную походку Пингвиненка Гришки, а своеобразная «фрачная» внешность усиливает впечатление чопорности. Чудные фантазии живописца Паука претворяются в «изысканные картины из собственной паутины». Замечательно обозрение отечественного фольклора в разделе «Нечистая сила. Про кикимор и прочих мымр», в котором поэт собрал наиболее популярных героев мифологии. В стихотворении «Что такое Нечистая Сила?» он выдает комичную версию ее происхождения: Утром, значит, Она просыпается, По дому шатается И не умывается, А если и умывается, То без мыла. Вот почему она Называется – Нечистая Сила. |
Каждый персонаж – Баба Яга, Домовой, Водяной – обладает собственными физиономией и характером («Говорила ведьма ведьме», «Домовой»). Узнаваемо-пугающ и в то же время смешон облик Бабы Яги:
Баба Яга – Костяная нога, Кривое ухо, Впалое брюхо, Нос горбатый, Язык – лопатой, Рот – два зуба, Из листьев шуба. Скучающие Водяной и Кикиморы, грустный Леший утратили былую силу и злобу, подвержены обычным болезням и потому чуточку жалки: У Бессмертного Кощея Не ворочается Шея. Тут болит И там болит, Ради… видимо… Кулит. И от этого Кощей Сделался Еще тощей. Особенно трогательны стихотворные «объявления на цыпочках» («Отдам Скворчонка», «Сдается…», «Срочная телеграмма»). В строчках «Ищу папу» пронзает боль и одновременно затаенная надежда ребенка: Ищу папу. Хорошего, Но разве Найдешь его? Если найдется, Пусть отзовется. В объявлениях автор точно уловил детский взгляд на вещи: Продается поющая Канарейка и клетка. Канарейка веселая. Молчит редко. Последний курьезный штрих звучит многозначительно, подтекстово. Апофеозом неуемной детской фантазии стало посвящение Дж.Родари, в котором все так по-детски, в виде вопросов, поставлено с ног на голову: Почему Не пишут Писем облака? Почему Бежит – не выбежит Река? Почему есть У ботинок Ноги, А у ног – Тропинки У дороги? Почему У дырочек Есть сети? Почему есть У вопросов Дети? Стихи Рахлиса отличаются артистизмом формы, вариативностью ритма, изобретательностью рифмы, широким диапазоном словесной игры. В его веселых историях «про людей и про зверей» удачно применяются хармсовский прием переброса слова, жонглирование яркими словечками, повторы («Африканский Бегемот», «Встал комар не с той ноги»). Игра многозначностью слова позволяет набросать уморительные сценки: Повстречались У реки Две Подружки-свинки. Почесали Языки И друг Дружке Спинки. В стихотворении «На зеленом острове Борнео» колоритное название порождает целый набор сходных словечек: гдео, аллео, веснео. Разделение собственной фамилии на Рах и Лис помогло поэту подчеркнуть ценность многолетнего семейного союза, а раскол имени страшного Бармалея на Бар и Малея лишило его ужасного ореола. Игровая стихия импонирует ребенку: его непременно позабавит словесное озорство (навермишелился, понедельникс, вторнинг). Найдут своего почитателя и «твореньица-творенья» Рахлиса – «Недоговорки про Ежа и про одеяло», «Недоговорки у самовара», приглашающие к разгадке словесной «эквилибристики», чехарды, путаницы. Книга щедро иллюстрирована задорными рисунками И. Рыженкова. Сведения об авторе: Бобина Татьяна Олеговна, канд. филол. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств. |
Назад к ссылкам |
На главную |