*** СТАТЬЯ 58-я - ВРАГ НАРОДА ***
И на эту работу требовались не простые заключенные, а именно по статье 58 - "враги народа" - таких на стройке, по утверждению Жигина, было 80 процентов. Ведь они не зарежут, не украдут, да и работники золотые, ответственные.
Руководил "лагерной частью" заключенных полковник Лойдин, у него велись все формуляры в двух вариантах: - один - полная история "зека", второй - для 58 статьи.
Заменяемость была 5-7 тысяч человек год. И руководители стройки научились требовать у министра, чтобы не присылали таких, кого надо только караулить.
Вот и присылала тех, кто "ослабляет обороноспособность Советской Родины" - "за колоски", "за свеклу", "за 15 минут опоздания", военных, прошедших фашистские лагеря.
Трудовой путь для тысяч заключенных начинался с Салехардского причала. Где-то здесь стоял дебаркадер, где выгружали строителей-заключенных.
Их встречал огромный плакат: "Да здравствует великий Сталин - руководитель лагеря мира!"
Замечали ли они двусмысленность лозунга? Ведь их ждали лагеря, которые располагались на каждом пятом километре 400 километровой трассе Салехард-Надым.
И лагеря были не мирные…
Впереди их ждали лаггородки - планировка стандартная - прямоугольник метров 500 на 500 обнесен двумя рядами колючей проволоки.
Только одни ворота - ''''вахта", устроенные так, что сверху могли ходить автоматчики охраны. По центру что-то вроде улицы, где строились на работу.
Улица упиралась, в столовую, она же клуб. Здесь, сдвинув столы и установив вместо них лавки, проводили собрания и давали концерты известные артисты: напротив раздачи пищи устроена сцена.
Вот некоторые из тех, кто выступал на этих "сценах":
ОБОЛЕНСКИЙ ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ - известный киноактер и режиссер Советского Союза. Первый режиссер "закрытого" театра заключенных Северного управления строительства железных дорог МВД.
МОРОВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - корреспондент газет "Правда", "Известия", военный корреспондент, популярный театральный критик, искусствовед, автор известной книги о Михаиле Чехове и двухтомника "Три века русской сцены". Режиссер "закрытого" театра.
БИНКИН ЮРИЙ ЗИНОВЬЕВИЧ - с 15 лет солист-трубач в симфоническом оркестре Донецкого радио, в 1945 году - дирижер в образцово-показательном оркестре НКО и уже известный композитор. С 1945 по 1953 годы - ссыльный в Салехарде, создал здесь джазовый оркестр. С 1956 года и до конца жизни - редактор, заведующий редакцией духовой и эстрадной музыки в издательстве "Советский композитор". С 1958 года - член Союза композиторов СССР. В 1976 году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. С 1953 по 1956 годы - до реабилитации добровольно оставался в Салехарде, многое сделал для культурной жизни города. Умер в 1985 году.
ШЕРЕШЕВСКИЙ ЛАЗАРЬ ВЕНИАМИНОВИЧ - родился в 1926 году. Поэт, член Союза российских писателей. Автор многочисленных поэтических сборников и переводов. Автор очерков о "мертвой дороге". После освобождения долго работал в Доме ненца города Салехард.
ПОЧКИН ФЁДОР ИВАНОВИЧ- фотограф, фотолетописец 501-й стройки.
Барабанов Василий Арсениевич - начальник 501-й стройки, полковник, инициатор создания театра. Прототип Батманова - героя романа Ажаева "Далеко от Москвы". В последствии - заведующий общественной приемной газеты "Известия".
Александр Побожий - инженер-проектировщик "мертвой дороги", изыскатель. Автор первой публикации о "стройке века" большого очерка "Мертвая дорога" в журнале "Новый мир".
АВТОНОМОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1917-1972) - главный администратор "закрытого" театра. Поэт, автор песен, книг ("Сторонка лесная"). В 60-70 годы возглавлял Горьковскую писательскую организацию.
ШТИЛЬМАРК РОБЕРТ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1909-1985) - военный топограф, командир разведроты, орденоносец. Журналист, писатель. В лагерях "мертвой дороги" работал сначала топографом, затем заведующим литературной частью театра. Здесь им написан и известный приключенческий роман "Наследник из Калькутты". После освобождения у Р.А.Штильмарка вышли "Повесть о страннике российском", "Образы России", книги о Герцене и Островском. Представляет большой интерес неопубликованный автобиографичный роман-хроника "Горсть света", о прожитом в сталинских лагерях.
ДЕЙНЕКА АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899-1969) - советский живописец и график, народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Автор известных монументальных полотен "Оборона Петрограда", "Будущие летчики", "Оборона Севастополя" и т.д. Будучи заключенным, принимал участие в проектировании и строительстве лагерного жилого комплекса в Салехарде ("2-е отделение").
ДМИТРИЙ ЗЕЛЕНКОВ - известный театральный художник-сценограф Ленинградского оперного театра (из рода Лансаре по мужской, и Бенуа по женской линии). Художник "закрытого" театра. Повесился в лагере.
***ИМЕНА УЧАСТНИКОВ "ЗАКРЫТОГО"ТЕАТРА***
ТОПИЛИН ВСЕВОЛОД - пианист, концертмейстер, бывший аккомпаниатор Давида Ойстраха. После освобождения работал в филармонии города Красноярска.
ЧЕРНЯТИНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - до войны - руководитель оркестра Одесского оперного театра. После освобождения - дирижер Кишиневского оперного театра.
БРАТЬЯ СТАРОСТИНЫ - знаменитые спортсмены. В лагерях "мертвой дороги" отвечали за спортивную работу.
АЛЕКСЕЙ АКСЁНОВ - ведущий солист оперетты Минска.
ПЕТРОВА ДОРА - известная певица и актриса из Николаева.
МАСЛОВ ИГОРЬ - известный художник, художник "закрытого" театра. Оставил много впечатляющих работ, отображающих подлинную жизнь 501-й стройки.
ЙОГЕЛЬСЕН ВЛАДИМИР - бывший режиссер знаменитого Радловского театра в Ленинграде (ставшего в последствии театром имени Ленсовета). Режиссер "закрытого" театра. После освобождения главный режиссер театра кукол в Ташкенте.
РЕДИН ФЁДОР - солист Киевского оперного театра. Умер в лагере.
ОСТРЕЦОВ АЛЕКСАНДР - известный музыковед и пианист.
ПУСТОВОЙТЕНКО - балетмейстер.
РЕДИН - балетмейстер.
АСКАРОВ ЮСУФ- актер Ленинградского Большого драматического театра.
БОЛХОВСКИЙ БОРИС - известный актер их Ленинграда.
СЕНТЕ-ЛАСКО - бывший венгерский сенатор. Виолончелист симфонического оркестра "закрытого" театра.
Вдоль по улице...
Вдоль улицы - cпpавa и с слева от столовой - баня и склады, справа - ШИЗО - штрафной изолятор, или попросту карцер. Но это один из обычных лагерей. А существовали еще режимные лагеря (режлаги). Это уже тюрьма в тюрьме с высокими заборами, решетками на малюсеньких оконцах.
В режлагерях система зачетов не действовала. На одежду заключенных на спину и спереди, на правоe бедро нашивали номера.
Были и кандальные лагеря - кандлаги. Здесь зеки даже работали в кандалах. Вдоль трассы ветки, воткнутые в насыпь: палка сантиметров 70 с прибитой фанерой или дощечкой. На ней полуистертые цифры. Но это не отметки изыскателей - это могилы строителей. Цифры - номер личного дела заключенного. Сейчас мы не можем узнать, для кого эта дорога стала могилой.
***КОНТИНГЕНТ***
Среди заключенных были не только безвинно репрессированные - в борьбе между уголовниками и "врагами народа" шла борьба с переменным успехом, но чаще всего верховодили бандиты.
Тяжело было людям, недоедавшим в тылу, военным, прошедшим ад фашистского плена бороться с отъевшими холку "паханами". Жизнь в лагере ничего не стоила. Но и у охранников отношения тоже были сложными.
Две силы боролись друг с другом. Начальник лагеря и его штат, отвечавший, за строительство - это одно. А внешняя охрана, как бы сама по себе. И если начальнику лагеря требовалась работа, он хоть и не жалел, но и не истреблял.
Конвойным же было на все плевать, среди них попадались просто садисты. В каждом лагере были свои привычки у конвоиров и начальства. В лагере на речке Таз, провинившегося зека ставили летом под вышку.
Гнус лицо раздирает, а пошевелиться не смей - охранник стреляет без предупреждения. Было все - и болезни, и травмы, и садизм и просто убийства.
***
ОКОНЧАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ***
Окончание
Назад к ссылкам
К Оболенскому
На главную
|