Судьба Леонида Оболенского - это великая несостоявшаяся биография. Парадоксально, тем не менее именно так: несостоявшаяся, но великая. Еще в двадцатые годы Виктор Шкловский сказал о нем: "Очень многообещающий молодой человек. Но у него нет площадки, чтобы себя проявить". Эту "площадку" Оболенский искал на самых разных творческих территориях. В актерской биографии, которая начиналась дважды, а перерыв длился почти полвека: в двадцатые годы он играл характерных персонажей немых кинолент ("Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" - самая известная), в семидесятые - лордов и кардиналов. В режиссуре, операторской и звукооператорской работе, танце, фотографии, преподавании, научно-популярном кино и телевидении... Во многих сферах был первооткрывателем, но нигде не стал фигурой номер один. Становились другие, в том числе те, кого он приводил в профессию (среди них - Сергей Эйзенштейн), а Оболенский оставался "свидетелем и участником эволюции русской культуры в нашем столетии" (формулировка одного из западных кинофестивалей).
Для именно такой биографии были объективные причины (война, плен, потом - ГУЛАГ и вечная пристрастная опека властей), но и субъективные тоже: он был из тех людей и художников, которых процесс интересует больше, чем результат. И который предпочитал не брать, но отдавать, больше интересуясь профессиональным и человеческим становлением тех, кто рядом, чем собственными победами.
Последнюю треть жизни (а это тридцать лет, с начала шестидесятых до начала девяностых) он прожил в Челябинске и Миассе. Не создавал киношколы, не учил и не поучал, не выпускал мемуаров. Просто жил, последние годы не выходя из дома, но не впадая в грех уныния и мизантропии, открытый миру и людям.
Количество прожитых лет перешло в качество, и уже при жизни Леонида Леонидовича существовало два Оболенских: старик в инвалидном кресле в миасской полуторке и миф по имени "Оболенский", в котором реальная биография часто подменялась самыми фантастическими подробностями. Он, впрочем, никого и ничего не опровергал, кажется, и ему самому миф был интереснее реальности.
Последнее десятилетие мы имеем дело, в основном, только с мифом. Замечательно придумали организаторы фестиваля "Новое кино России" номер три, который стартует сегодня и как раз и посвящен 100-летию Оболенского. В его программе есть короткая ретроспектива лент с участием Марлен Дитрих, одной из самых мифологических фигур кинематографического столетия. Зацепившись за короткую встречу Оболенского и Дитрих в Берлине, организаторы фестиваля объединили не просто биографии, но мифы, доказали, что большой мир кино един, а наша далекая от кинодорог область имеет единственный шанс протоптать себе тропинку в мир под названием "большое кино". Этот шанс - хранить активную память об Оболенском.
Как пройдет вековой юбилей мастера, который имеет место быть 21 января? Днем (в 13 часов) на доме N 38 по улице Сони Кривой, где жил Оболенский, а ныне его квартира-музей, откроют новую мемориальную доску (взамен старой, украденной охотниками за цветными металлами).
Затем Челябинское телевидение, столь многим обязанное Леониду Леонидовичу, соберет брифинг, где ветераны ЧГТРК вспомнят коллегу. Затем - вечер памяти на главной фестивальной площадке в центре "Театр + Кино". Среди его участников - режиссеры Сергей Мирошниченко и Ярополк Лапшин, актрисы Ия Саввина и Наталья Бондарчук, киноведы Петр Черняев и Вячеслав Шмыров. На следующий день гости фестиваля планируют съездить в Миасс, поклониться могиле Оболенского, где два месяца назад поставлен новый памятник-крест.
Фестиваль "Новое кино России", уже достаточно известный, что называется, раскрученный, возник в Челябинске именно благодаря мифу Оболенского. Очень важно, чтобы и после векового юбилея не прервалась эта связь, а из поля зрения тех власть имущих, что покровительствуют такой эффектной акции, как фестиваль, не выпали проблемы квартиры-музея Оболенского. Главная из них - проблема реконструкции. Есть проект расширения музея за счет соседней квартиры (она уже приобретена) и устройства отдельного входа. Проект разработанный и не сказать, чтобы сверхдорогой (бюджет третьего "Нового кино...", насколько я знаю, составляет большую сумму). Однако реализация его пока так и не начата.
Увы, но в чиновных и нечиновных головах и разговорах рождается и такая идея (официально накануне юбилея это, конечно, никто не произносит): а нужен ли Челябинску музей Оболенского? Не слишком ли много хлопот с ним? Вот в "Родине" делают "киноуголок" другого нашего великого киноземляка Герасимова, рядом сделать "стеночку" Оболенского - и довольно. И хотя пока это только кулуарный треп, очень важно предостеречь от такого шага.
Уж больно некрасива сама идея "стеночки" вместо дома-музея: большевикам не удалось поставить Оболенского к стенке в буквальном смысле слова, так их наследники готовы сделать это в переносном.
Очень надеюсь, что все это лишь напрасные опасения, но все же хочу высказать их, пусть даже в юбилейные дни (а когда еще?). Юбилей пройдет, Оболенский останется.
Владимир СПЕШКОВ Челябинск
Продолжение
Назад к ссылкам
К Оболенскому
На главную
|